Общественный фонд
"Социально-экономических и
информационных технологий"


Фонд "СЭИТ"

Программы фонда Налоговый беспредел

Форум

Контакт

Нет забвению

Богатые и бедные, обласканные славой и затюканные судьбой, истово верующие и оголтелые атеисты - все люди рано или поздно умирают. Человек, увы, смертен. Факт скорее просто бесспорный, чем трагический. Смерть - закон природы. Смерть - необратимая закономерность. Однако смерть человека - явление не только физиологическое, но и социальное, почти политическое. Обряды, связанные со смертью, во все времена и у всех народов - свидетельство уровня развития цивилизации и человеческих отношений. Современные российские похороны - не исключение.

Люди имеют право хоронить своих умерших в соответствии со своими религиозными, духовными и моральными убеждениями. И если каждый из нас, "памятует о смертном часе", то должны и можем, в том числе для себя, решить вопрос - устраивает ли нас тот процесс, который будет осуществлен над бренным телом после расставания с этим миром.

Кладбищенский теневой бизнес традиционно остается для российских правоохранительных органов зоной невмешательства. Не будет преувеличением считать, что едва ли не во всех российских регионах захоронение на почетных и прочих "уважаемых" местах часто сопровождается элементарной взяткой. Тарифы взяток у всех на слуху. Однако случаи, когда "кладбищенская" взятка являлась бы поводом для возбуждения уголовного дела, исключительно редки.

Появившиеся в последние десять лет на российских кладбищах надгробия еще раз напоминают о непростых переменах, что происходят в нашем обществе, да наводят на невеселый ответ по поводу наивного вопроса, сформулированного некогда поэтом: "Кому живется весело, вольготно на Руси?". Более чем просто выглядят могилы журналистов и чиновников, погибших в автокатастрофе вместе с красноярским губернатором Александром Лебедем. Памятников здесь до сих пор не установлено. В то время как на могилах криминальных авторитетов красуются памятники стоимость которых видимо прямо пропорциональна прижизненным доходам умерших.

Люди, которые при жизни были одинаково значимы – после смерти могут оказаться далеко не равны. Пример знаменитая комедийная троицы – Никулин, Моргунов и Вицин. Если на могиле первого – огромный памятник работы известного скульптора в центре Новодевичьева кладбища, второму на последние средства поставила скромный памятник жена, а у родственников третьего денег нет даже на ограду..., хотя он завещал развеять в свой прах над Москвой –рекой, но жена его предсмертной воли не выполнила. И так бывает достаточно часто. После смерти известного в прошлом актера Сергея Филиппова хоронить его было не кому и даже не в чем...

Ничего не изменилось с советских времен. Все так же кто-то решает где кому быть похороненным. Места захоронения многих людей преданы забвению. Нередко родственники просто не могут достойно похоронить умершего, и тогда, через некоторое время, могилу просто не найти, а участок за вознаграждение будет отдан другому. Именно поэтому так беспорядочны захоронения: кресты, памятники, венки, прах – все перемешалось.

Еще одна горестная примета нынешнего времени, тесно связанная с похоронным обрядом, - кладбищенский вандализм. Похоже, что граждане нашего многострадального Отечества оказываются незащищенными со стороны государства даже после смерти. Тысячи хорошо организованных и по-современному оснащенных преступных групп промышляют на кладбищах практически всех российских регионов. С могил воруют фрагменты оград, памятников и все, что имеет хотя бы какую-то ценность. Не так давно неизвестные ограбили на Центральном городском кладбище Самары памятник похороненному здесь герою Гражданской войны Николаю Щорсу. Тому самому, о котором некогда была сложена песня с крылатыми строками: "...шел под красным знаменем командир полка". С величественного гранитного монумента работы заслуженного архитектора России Алексея Моргуна охотники за цветным металлом украли бронзовые шашку, ленту и цветы.

Нередко на российских кладбищах происходят и случаи вандализма иного рода - некоммерческого, бессмысленного, пещерного. Виновники - иногда члены сатанинских сект, но чаще просто одуревшие от алкоголя и безделья молодые люди. В одном из районов Самарской области на сельском погосте надгробные памятники были использованы в качестве мишеней для упражнений в стрельбе.

Перечень подобных фактов можно продолжать долго. Все это происходит не только из-за отсутствия государственных средств для создания и содержания достойных мест захоронения, но и отсутствия ритуальной культуры у населения в целом.

В соответствии со ст. 5 ФЗ "О погребении и похоронном деле" волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти – это пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

  • о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;
  • о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
  • быть погребенным на том или ином месте по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
  • быть подвергнутым кремации;
  • о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

Действия по достойному отношения к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего.

Однако на практике мы сталкиваемся с отсутствием условий реализации указанных волеизъявлений.

Так, в Самарской области нет крематория, для того чтобы исполнить волю умершего быть кремированным пока нужно ехать в Екатеринбург. Нет мемориального кладбища, как в Москве или в Санкт-Петербурге, где хоронили бы достойных граждан и кладбище являлось бы художественным и культурным памятником.

Для решения указанных проблем есть несколько путей. Один из них уже сегодня взять процесс в свои руки гражданам, т.е. объединиться с целью реализации своего право на посмертное волеизъявление, создание альтернативных государственным структур в области погребального дела.

В г. Самара первым начал работу по созданию гражданской инициативы в данном направлении общественный фонд социально-экономических и информационных технологий (СЭИТ).

Способствовать реализации права живых решать кто, где и как будет похоронен, разработать механизм реализации этого права – задача СЭИТ.

Пути деятельности фонда в этом направлении – разработка программ по созданию социальных технологий формирования культуры памяти предков, реализация на деле гарантий от забвения.

Цель - создание структуры, способной организовать погребальный процесс от момента аккумуляции средств до воплощения волеизъявлений в реальность: резервирование земель под кладбище, возведение по индивидуальным проектам надгробий, организация цветников, уход за могилами, охрана, совершение по воле умершего церковных обрядов и т.д.

Уже сейчас фонд готов предложить модели указанной структуры: общество взаимного страхования для формирования средств на демократических началах, комплекс строительных, ландшафтно-дизайнерских, ритуальных услуг для воплощения художественных идей.

Сайт управляется системой uCoz